Методическое письмо Минпроса РСФСР от 01.09.1980 № 364-М

«О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей»

 

А. Требования к устной и письменной речи

 

Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого гражданина  в производственной и общественной жизни страны. 

Формирование речевой культуры подрастающего поколения как необходимое условие подготовки молодежи к полноценной трудовой деятельности призвана обеспечить, прежде всего, школа. В настоящее время созданы необходимые условия для целенаправленной работы по формированию речевых умений и навыков: в программах усилено внимание к вопросам культуры речи учащихся, во многих школах для этих целей широко используются факультативные занятия, большую помощь в воспитании у школьников внимательного отношения к слову и связной речи оказывают печать, радио, телевидение.

Ведущая роль в овладении учениками культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит преподавателям русского языка и литературы, которые должны выполнить эту задачу за восемь лет обучения учащихся в школе. Однако родной язык в общеобразовательной школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в единстве, общими силами всех учителей; требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов как на уроках, так и во время внеклассных занятий, в работе пионерской и комсомольской организаций. Администрации школы необходимо направлять, координировать и контролировать работу по осуществлению единого речевого режима в школе. Следует включать вопросы о единых требованиях к устной и письменной речи школьников в работу педагогических советов, в систему внутришкольного контроля, организовывать обмен опытом учителей-предметников и проводить совместные заседания методических объединений, посвященные вопросам повышения культуры речи учащихся. Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, использовать стенды «Пиши правильно», «Люби и знай русский язык», «Правильно ли мы говорим?».

Успех работы по повышению культуры речи и общей культуры учебного труда учащихся зависит от слаженной деятельности всего педагогического коллектива школы, от того, как проводятся в жизнь единые требования к устной и письменной речи учащихся всеми учителями и другими работниками школы.

 

I. Требования к речи учащихся

Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия на ответ товарища и т. д.) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.

Учащиеся должны уметь:

говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;

отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;

излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);

правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

строить высказывание в определенном стиле (разговорном, научном, публицистическом и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, собрании, экскурсии, в походе и т. д.);

отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;

оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:

1) правила произношения и ударения;

2) правила употребления слов в соответствии с их значением, закрепленным в словарях, и особенностями использования в различных стилях речи;

3) правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;

4) правила орфографии и пунктуации, не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и др.

Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи.

Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т. д.

 

II. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся

Воспитание речевой культуры школьников может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива.

С этой целью рекомендуется:

1. Учителям начальных классов постоянно формировать представление у учащихся о богатстве русской речи, регулярно проводить обучение нормам литературного языка, особое внимание уделять новой и более трудной для школьников форме речи - письменной, всем формам ее проявления, записям решения задач в тетради по математике, записям наблюдений за природой в «Дневнике наблюдений» по природоведению; при планировании работы предусматривать развитие навыков связной речи и обучение выразительному чтению на всех уроках; учителям - предметникам, ведущим в начальных классах уроки музыки, изобразительного искусства, физической культуры, усилить внимание к вопросам повышения культуры речи младших школьников, учитывая, что в IIII классах закладываются основы грамоты и речевой культуры.

2. Учителям - предметникам:

Больше внимания уделять формированию на всех уроках умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.

На уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи. В ходе этой работы учащимся целесообразно предлагать такие задания, как например: сформулировать тему и основную мысль сообщения учителя, составить план.

Шире использовать выразительное чтение вслух как один из важнейших приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста.

Настойчиво учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т. д.

Систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова произносить четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи. Использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине. Содержание таких таблиц обновлять по мере необходимости.

Следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.

4. Всем работникам школы:

Добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений, как на уроке, так и вне урока. В условиях диалектного говора учителя русского языка, зная особенности диалектной речи, должны предупреждать учителей других предметов о недостатках произношения школьников и проводить консультации о приемах исправления диалектных недочетов в речи учащихся.

Шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты, собрания и т. п.) для совершенствования речевой культуры учащихся.

Тщательно проверять грамотность лозунгов и плакатов, стенных школьных газет, объявлений, а также документов, выдаваемых на руки учащимся.

При планировании общешкольных мероприятий и работы классного руководителя необходимо предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома.

 

Б. О письменных работах учащихся общеобразовательных школ

 

Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.

 

1. Виды письменных работ учащихся

1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

упражнения по русскому, родному и иностранным языкам, математике[1], физике, химии;

конспекты первоисточников и рефераты по истории, обществоведению, географии и литературе в V - X (XI) классах;

планы и конспекты лекций учителей по разным предметам на уроках в IX - X (XI) классах;

планы статей и других материалов из учебников;

сочинения и письменные ответы на вопросы по русскому языку и литературе;

составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п. (без копирования готовых таблиц и схем учебников);

фиксация наблюдений в природе, осуществляемых в процессе изучения природоведения во II - IV классах, биологии, географии;

различные виды рабочих записей и зарисовок по ходу и результатам лабораторных (практических) работ по природоведению, биологии, географии, физике, химии, трудовому обучению в IV - X (XI) классах (без копирования в тетради соответствующих рисунков из учебника). 

1.2. По русскому, родному и иностранным языкам, литературе, математике, физике и химии проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы[2]. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его[3].

Итоговые контрольные работы проводятся:

после изучения наиболее значительных тем программы;

в конце учебной четверти, полугодия;

2. Количество и назначение ученических тетрадей

2.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

по русскому языку в I - III классах - по 2 тетради[5], в IV - VIII классах - по 3 тетради, в том числе одна тетрадь для изложений и сочинений;

по литературе - 1 тетрадь;

по математике в I -V классах - по 2 тетради (в начальной школе, кроме того, тетрадь на печатной основе), в VI - VIII классах - 3 тетради (2 по алгебре и 1 по геометрии), в IX - X (XI) классах - 2 тетради, из них 1 по алгебре и началам анализа и 1 - по геометрии;

по иностранным языкам - по 2 тетради в IVVIII классах и I - в IX - X классах, по 1 тетради - словарю для записи иностранных слов в V - X классах;

по физике и химии - 2 тетради, одна - для выполнения классных и домашних обучающих работ, решения задач, вторая  - для оформления лабораторных, практических, экспериментальных работ, работ практикума (она хранится в кабинете в течение года);

по биологии, географии, природоведению (IV класс), истории, обществоведению, основам Советского государства и права, факультативам, трудовому обучению в IV - X классах и начальной военной подготовке - по 1 тетради;

по изобразительному искусству - 1 тетрадь по рисованию;

по музыке - I нотная тетрадь.

Фиксация наблюдений природных явлений по природоведению во II и III классах ведется в «Дневниках наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека».

2.2. Для контрольных работ по русскому, родному языкам, литературе, математике, физике, химии выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками. В I - X (XI) классах в тетрадях по русскому языку и литературе записывается вид работы и строкой ниже - ее название.

Например: Диктант. Изложение. Сочинение.

                   Пушок. В тайге. Боевые ордена комсомола.

То же относится к обозначению кратковременных работ, выполняемых в обычных тетрадях.

По физике, химии записываются слова «Контрольная работа», строкой ниже — название темы, по математике в VIX (XI) классах уточняется предмет, по которому проводится контрольная работа, например: «Контрольная работа по алгебре», «Контрольная работа по геометрии». В начальных классах в тетрадях для контрольных работ по математике слова «Контрольная работа» не пишутся. 

3. Порядок ведения тетрадей учащимися

Все записи в тетрадках учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

3.1. Писать аккуратным, разборчивым почерком.

3.2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначается тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи, для лабораторных работ по физике и т. п.), класс, номер и название школы, местонахождение школы, фамилию и имя ученика.

Тетради учащихся I - III классов рекомендуется подписывать по следующему образцу:

Тетрадь

для работ по

русскому языку (или математике)

ученика 2 класса

средней школы №124

Смирнова Андрея.

Тетради для учащихся I класса подписываются только учителем.

Тетради по иностранному языку подписываются на изучаемом языке, например:

English

Galina Sedova

From 5 А

3.3. Соблюдать поля с внешней стороны[6].

3.4. Указывать дату выполнения работы цифрами на полях (например, 10.09.81). В тетрадях по русскому и иностранному языкам число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, десятое сентября).

В 1 классе в первом полугодии дата работ по русскому языку и математике не пишется. Со второго полугодия первого класса, а также во II и III классах обозначается время выполнения работы: число арабской цифрой, а название месяца - прописью.

3.5. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений, практических и других работ).

3.6. Обозначать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т. д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).

3.7. Соблюдать красную строку.

3.8. Для учащихся I - III классов текст каждой новой работы начинать с красной строки на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы.

Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только 2 клеточки.

Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки, а в тетрадях по математике – 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

3.9. Выполнять аккуратно подчеркивания, чертежи, условные обозначения карандашом или ручкой (в начальных классах только карандашом), в случае необходимости – с применением линейки или циркуля.

3.10. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.

 


Ранее изданные указания по вопросам, изложенным в настоящем письме (приложения 3 и 4 к приказу министра просвещения РСФСР от 20 сентября 1961 года № 308 «О мерах повышения уровня знаний учащихся по русскому языку»; письма Министерства просвещения РСФСР от 16 июля 1973 года № 334-М «О порядке проверки ученических работ в I - III классах общеобразовательных школ»; от 19 июля 1977 года № 308-М «О письменных работах учащихся общеобразовательных школ»; от 27 марта 1979 года № 135-М «Об оформлении записей в тетрадях для учащихся начальных классов») считать утратившими силу.

Программно-методическое управление

НИИ школ Министерства просвещения РСФСР

------------------------------------

Источник публикации: Сборник приказов и инструкций Минпроса РСФСР, 1980. № 34-35.



[1] В I классе письменные домашние задания вводятся со II полугодия.

[2] Проведение письменных контрольных работ по другим предметам не разрешается

[3] На текущие контрольные работы по иностранному языку отводится  10 - 15 минут урока.

[4] В общешкольный график включаются также и текущие контрольные работы, на выполнение которых отводится целый урок.

[5] В период обучения грамоте первоклассники выполняют обучающие работы в тетрадях с печатной основой («Рабочая пропись»), но по усмотрению учителя часть упражнений может выполняться в обычных тетрадях.

[6] Поля в обязательном порядке выделяются в тетрадях по русскому языку и математике в I - VIII классах и в тетрадях для контрольных работ по всем предметам. В остальных тетрадях поля выделяются по усмотрению учителя, если он их использует для рабочих пометок.

[7] В 1 классе оценки за работы по русскому языку и математике в тетради и в журнал выставляются только с начала II четверти.

 

Есть мнение, что человеку нужны трудности, чтобы его ум функционировал и развивался дальше и дальше. Если вы перестаете напрягать мышцы, они слабеют и обвисают. Также и с мозгом. Если мы перестаем решать задачи мы тупеем.

Не ищите спокойной жизни, она скучна и не запоминаема. Ищите трудности, преодолевайте трудности, растите дух в трудностях!

Критерии оценки деятельности обучаемого

РУССКИЙ ЯЗЫК

Работа с орфограммой

  1. Подчеркнуть вставленную букву (или букву, в которой допущена ошибка).
  2. Выделить карандашом часть слова, в которой находится данная орфограмма.
  3. Обозначить часть речи.
  4. Указать номер орфограммы (по списку на форзаце учебника).
  5. Выполнить необходимую грамматическую работу, ориентируясь на образец графической работы с орфограммой (например: поставить ударение и др.).

Письменная проверка знания правила                  

  1. Отметить все орфографические ошибки знаком «ا» на полях.
  2. Отметить все пунктуационные ошибки знаком «V» на полях.
  3. Отметить  лишние слова, сочетания знаком «[ … ]» в тексте.
  4. Отметить  пропуски слов, сочетаний знаком «√» в тексте.
  5. Замену слов, сочетаний отметить знаком «».

Оценка выставляется по шкале:

«5» - 0-1 ошибка.

«4» - 2-3 ошибки.

«3» - 4-5 ошибок.

«2» - 6 и более.

  Каллиграфические навыки (разборчивость почерка и аккуратность письма)

 

ЛИТЕРАТУРА

Чтение текста вслух

  1. Правильность чтения (без искажения слов, без их замены).
  2. Правильность постановки ударений и наличие логических ударений во фразе.
  3. Темп чтения (около 120 сл/мин), отсутствие неоправданных смыслом текста пауз.
  4.  Громкость чтения и отчетливость произнесения слов, предложений.
  5. Интонация в соответствии со знаками препинания (повышение и понижение голоса).

Подготовленный устный ответ

  1. Композиция (построение) высказывания: вступление - основная часть - заключение.
  2. Знание источника (художественного текста, статьи учебника), цитирование.
  3. Темп речи  (около 120 сл/мин), отсутствие неоправданных пауз.
  4. Использование синонимов, антонимов и др. средств выразительности в устном тексте.
  5. Громкость  речи и отчетливость произнесения слов, предложений. 

 

 Нормы оценки диктантов,  сочинений, изложений

 

 

 

Порядок ведения тетрадей учащимися

(советы и рекомендации для работы)

 

Вес записи в тетрадях учащиеся должны делать с соблюдением следующих правил и требований:

• писать аккуратным, разборчивым почерком;

• соблюдать поля с внешней стороны;

• писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и др.);

• обозначать номер упражнения, задачи, указывать вид выполняемой работы, где выполняется работа (классная или домашняя);

• соблюдать красную строку;

• выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения ка­рандашом, а в случае необходимости — с применением линейки;

• исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией, часть сло­ва, слово, предложение — тонкой горизонтальной линией; вместо за­черкнутою надписывать буквы, слова, предложения;  не заключать неверные написания в скобки:

• строку не пропускать между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тет­радях по русскому языку;

• пропускать только две клетки в тетрадях по математике во всех вышеуказанных случаях;

• пропускать две линейки между заключительной строкой текста

одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

 

© Виктория Приходько

  (создатель и владелец)

 2010-2013

© Илья Приходько

   (администратор)

 2010-2013

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz